Grandmaster Flash – Ba-Dop-Boom-Bang
Label: Elektra – 960 723-1
Format: Vinyl, LP, Album
Country: France
Released: 1987
Genre: Hip Hop
Изобретение брейкбита означало настоящую революцию: начала изменяться процедура изготовления поп-музыки. В середине 70-х в Бронксе пара прогрессивно настроенных темнокожих ди-джеев – Африка Бамбата (Afrika Bambaataa) и Грэндмастер Флэш (Grandmaster Flash) – развили и усложнили мастерство своего конкурента Кула Херка (Kool Herc). Если Херк, ставил иглу на пластинку по наитию, то его конкуренты точно ставили иглу в нужное место.
Немаловажное новшество состояло еще и в том, что грампластиночный брейкбит был дополнен рэпом (гар) – рифмованным текстом, который энтузиасты орали в микрофон.
Эта музыка была сугубо танцевальной. Танцевали на улице, точнее говоря, на перекрестках двух улиц – чтобы могло глазеть побольше народу. Все стены вокруг были расписаны граффити. Граффити в зашифрованном виде изображали либо имя автора (если он очень крут), либо название банды. Смысл граффити – самореклама и отметка зоны влияния. Брейкбит + рэп + брейкинг + граффити = хип-хоп.
Один небезынтересный теоретический вопрос по поводу нью-йоркско-ямайских связей: не является ли тостинг предшественником рэпа? Хип-хоп-музыка, безусловно, организована по ямайскому образцу: один парень с микрофоном в руке гонит ритмичный текст, а другой крутит грампластинки. Но что касается собственно рэпа, то эта ритмическая скороговорка была распространена по всей Америке: как Северной, так и Латинской. На Ямайке в конце 60-х этот речитатив стал самостоятельным музыкальным жанром, а во всем остальном мире по-прежнему считался разновидностью малоэстетичной уличной матерщины. И в Сан-Франциско, и в Майами, и в Нью-Йорке, и в Кингстоне –
везде, где есть черные гетто, существовала и традиция молодежных словесных баталий. Встав в круг болельщиков, соперничающие подростки кроют друг друга живописным матом, придерживаясь нехитрого ритмического узора. У кого не хватает поэтического мастерства, тот может попробовать дать оппоненту в челюсть. Известно, что Мохаммед Али в отрочестве занимался подобного рода лингвистическими опытами, плавно переходившими в коллективный мордобой.
Интервью журналу Mixmag (https://mixmag.io/article/57227)
В 1974-75 ты активно крутил пластинки, но в тот момент ты еще не обзавелся рэперами. Когда они появились?
Тогда рэп начал отовсюду появляться. Диджеи типа DJ Hollywood или Лавбаг Старски частенько во время своих выступлений поверх пластинок наговаривали всякую чушь. Это они называли эмси. Я не мог и пластинки сводить и еще что-то в микрофон бубнить. Поэтому мне нужен был такой человек. Поначалу у меня был свободный микрофон — кто хочет, тот и говорил что-нибудь. Но как правило говорили какие-то идиоты, которые толком ничего в этом не понимали. Потом, какое-то время я работал с Кертисом Блоу (Kurtis Blow) и Лавбагом Старски. Постепенно я встречался с рэперами, которые позже стали Furious Five: Кейт Уиггинс (Ковбой) потом Мелвин Гловер, звавшийся Мейли Мелом и Мелс Брудер. Поначалу мы назывались как Флэш и три МС. Потом к нам присоединился друг Мелса мистер Несс, он же Скорпион, и мы стали Grandmaster Flash and the Furious Four. В 1976 году к нам присоединился Рахим и у нас стал полный комплект. И мы стали натуральными королями Бронкса.
Почему у вас не было идеи совместить на одной пластинке ритм и рэп.
Эту музыку мы воспринимали исключительно как живую, даже если уже тогда начали появляться некоторые микстейпы. Тут ведь речь шла о диджее, который проигрывал брейки и эмси, которые создавали шоу. Живьем. Мы даже и подумать не могли, чтобы кто-то это захотел слушать на пластинке, в записи. Тем более вне Бронкса.
Насколько сильным был у вас шок, когда в 1979 году вышла пластинка «Rapper’s Delight» от Sugarhill Gang, которую считают первой пластинкой с рэп-музыкой?
«Rapper’s Delight» всех нас шокировал. Я услышал эту песню по радио, и не мог в это поверить. Рэп на пластинке! На радио! Тогда мы все знали, кто что делает в этой области, кто какие рифмы использует и так далее. А тут Нечто прибывает из Ниоткуда, и вдруг становится известным. У этих парней не было никакого авторитета на улице. В этой группе участвовали бывшие работники пиццерий и швейцары. Один из них (Big Bank Hank) просто-напросто украл рифмы у Grandmaster Caz из Cold Crush Brothers. Но нельзя не отметить: эта пластинка для нас пробила окно в мир.
После недолгого сотрудничества с лейблом Enjoy, вы все-таки перешли на Sugarhill Records. В чем вы сомневались?
Мы были молоды и отчаянно нуждались в деньгах. К тому же Сильвия Робинсон (хозяйка Sugarhill Records) обещала нам славу и деньги. Славы мы получили сполна, а вот денег не так уж и много. Но мне грех жаловаться. Есть работа, я разъезжаю по всему свету, людям известно мое имя. И потом, я чуть-чуть изменил культурное движение.
Источники: Музпросвет. А.Горохов | https://mixmag.io/article/57227
source
,